Опубликовано

Законы о применении контрольно-кассовой техники

Контрольно-кассовые машины (ккт, ккм)

относятся к категории электронно-вычислительных машин.

Контрольно-кассовая машина согласно абзацу 1 раздела I «Общие положения» «Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчётов с населением» является «счётно-суммирующим, вычислительным и чекопечатающим устройством».

В соответствии с ГОСТ 15971–90 «Системы обработки информации. Термины и определения»:

«Вычислительная машина — это совокупность технических средств, создающая возможность проведения обработки информации и получения результата в необходимой форме». Поскольку ККМ служит для обработки информации (выполняет вычислительные функции) и получения результата в необходимой форме (регистрирует на бумажной ленте), она является вычислительной машиной.

В состав ККМ входят электронные компоненты — процессор, память данных, память программ, блок питания и так далее. Поскольку все основные функции ККМ осуществляются за счёт указанных электронных компонентов, входящих в ее состав, ККМ является электронно-вычислительной машиной, а следовательно подпадает под действие статей 272, 273, 274 УК РФ.

Законы о применении ККМ

Федеральный закон №54-ФЗ от 22 мая 2003 года «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт».

Порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ. Письмо Управления ФНС России по г.Москве от
20 декабря 2005г. №22–08/94593.

Постановление Правительства РФ №470 от 23 июля 2007 г. Об утверждении положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, использкемой организациями и индивидуальными предпринимателями.

Комментарии к Постановлению Правительства РФ от 23.07.2007 №470

Приказ от 5 сентября 2007 г. №351 об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники.

Приказ от 18 декабря 2007 г. №135н об утверждении образца знака «сервисное обслуживание».

Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

Принят Государственной Думой 25 апреля 2003 года
Одобрен Советом Федерации 14 мая 2003 года
О реализации настоящего Федерального закона см. письмо МНС РФ от 23 июня 2003 г. N БГ-10–22/406

(В редакции от 03.07.2016: “ с использованием электронных средств платежа”).

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее — контрольно-кассовая техника), — контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты — произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память — комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим — режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные — фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) — перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

  1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
    • Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.
    • О применении кредитными организациями контрольно-кассовой техники в соответствии с настоящим Федеральным законом см. письмо ЦБР от 13 августа 2003 г. N 2833/К
  2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
    • Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
  3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:
    • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
      • О применении контрольно-кассовой техники при продаже газет и журналов см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 января 2007 г. N 03–01–15/1–23
    • продажи ценных бумаг;
    • продажи лотерейных билетов;
    • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
      • О применении контрольно-кассовой техники при продаже проездных билетов и жетонов см. письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 16 мая 2006 г. N 03–01–15/3–95
    • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
    • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
    • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
    • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
    • продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;
    • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
    • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
    • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
      • О применении контрольно-кассовой техники при приеме от населения металлолома см. письмо МНС РФ от 9 апреля 2004 г. N 33–0–11/281, письма ФНС РФ от 1 ноября 2004 г. N 33–0–14/684@, от 17 мая 2005 г. N 22–3–11/868
    • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
    • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
    • Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

  1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.
  2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.
  3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.
  4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.
  5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

Статья 4. Требования к контрольно-кассовой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

  1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.
    • При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:
      • быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;
      • быть исправна, опломбирована в установленном порядке;
      • иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.
  2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

  • Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:
    • осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;
    • применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
    • выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;
    • обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;
    • производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Статья 6. Обязанности кредитных организаций, применяющих контрольно-кассовую технику

  • Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны:
    • соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;
    • применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;
    • предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

  1. Налоговые органы:
    • осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
    • осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
    • проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
    • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
    • налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
    • О правах налоговых органов см. также Закон РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I
  2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.
    • О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ, за неприменение контрольно-кассовых машин см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 июля 2003 г. N 16
  3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

  • Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:
  • Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст.1018);
  • абзацы девятнадцатый — двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.2).

Статья 9. Внесение дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

  • Пункт 1 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21 марта 1991 года N 943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 15, ст.492; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 33, ст.1912; N 34, ст.1966; 1993, N 12, ст.429; Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст.3484; 2002, N 1, ст.2) дополнить абзацем следующего содержания:
  • “Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.”.

Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
  2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
22 мая 2003 года
N 54-ФЗ

Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
П и с ь м о
22–08/94593
20.12.2005
Управление ФНС России по г. Москве в связи с многочисленными запросами по порядку замены и активизации электронной контрольной ленты защищенной (далее — ЭКЛЗ), до принятия нормативных актов по данному вопросу, рекомендует соблюдать временный порядок активизации, замены и хранения ЭКЛЗ:

Замена ЭКЛЗ осуществляется в следующем порядке

  1. В случае выдачи (печати) ККТ сообщения о заполнении памяти ЭКЛЗ более чем на 90% пользователь ККТ незамедлительно уведомляет ЦТО о заполнении ЭКЛЗ и направляет ему Гарантийное письмо-заявку на установку и активизацию новой ЭКЛЗ.
  2. В случае истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ в составе ККТ (12 месяцев от момента активизации ЭКЛЗ) пользователь ККТ уведомляет ЦТО за месяц до его истечения и направляет Гарантийное письмо-заявку на установку и активизацию новой ЭКЛЗ.
  3. Пользователь ККТ представляет в налоговый орган следующие документы:
    • карточку регистрации ККТ, на которой будет производиться замена ЭКЛЗ;
    • Журнал кассира — операциониста;
    • техническое заключение о причине замены ЭКЛЗ, выданное ЦТО;
    • Акт по форме № КМ-2, заверенный печатью ЦТО (составляется в трех экземплярах).
  4. Должностное лицо налогового органа просматривает представленные документы. Подписывает Акт по форме КМ-2 и ставит штамп налогового органа. Данная подпись является разрешением на проведение процедуры замены и активизации новой ЭКЛЗ.
  5. Карточка регистрации ККТ и журнал кассира-операциониста остаются в налоговом органе.

Для замены ЭКЛЗ необходимо:

  1. Снять краткий отчет по закрытиям смен из ЭКЛЗ за период от активизации до последней закрытой смены и итоги текущей смены из ЭКЛЗ.
  2. Провести закрытие архива в соответствие с эксплуатационной документацией генерального поставщика ККТ. При замене ЭКЛЗ в аварийной ситуации, если закрытие ЭКЛЗ невозможно, произвести закрытие архива с помощью специального программного обеспечения при подсоединении ЭКЛЗ к персональному компьютеру (после замены ЭКЛЗ).
  3. Снять кожух ККТ, обеспечивающий защиту от несанкционированного доступа к блоку ЭКЛЗ.
  4. Снять блок ЭКЛЗ, отсоединив разъем ЭКЛЗ.
  5. Установить новый блок ЭКЛЗ, подключив разъем кабеля к ЭКЛЗ.
  6. Установить кожух ККТ.
  7. Провести активизацию ЭКЛЗ.
  8. Снять необходимые отчеты итогов активизации ЭКЛЗ.
  9. Оформить документы, указанные ниже.

Пользователь ККТ, после проведения процедуры замены и активизации ЭКЛЗ и оформления ЦТО необходимых документов, представляет в налоговый орган:

  1. Формуляр (технический паспорт) ККТ. После замены и активизации ЭКЛЗ производится запись в графе «Особые отметки» о дате замены и активизации ЭКЛЗ с указанием регистрационного номера ЭКЛЗ. Запись заверяется штампом, оттиском пломбира и подписью специалиста ЦТО, производившего замену и активизацию ЭКЛЗ.
  2. Дополнительный лист к Паспорту версии с отметкой об активизации ЭКЛЗ с указанием регистрационного номера ЭКЛЗ и даты активизации, заверенный подписью исполнителя и печатью ЦТО.
  3. Акт ввода в эксплуатацию ЭКЛЗ (Приложение А Паспорта ЭКЛЗ). Оформляется специалистом ЦТО, производившим ввод ЭКЛЗ в эксплуатацию, заверяется подписью и печатью ЦТО.
  4. Журнал КМ-8. Специалистом ЦТО производится запись о технологической процедуре, произведенной на ККТ и наклеивается отрывная часть — контрольного талона самоклеющейся пломбы, которая должна иметь идентификационный номер, аналогичный номеру на пломбе.
  5. Акт по форме № КМ-2, который оформляется в следующем порядке:
    • в поле Акта «Характер неисправности при отправке в ремонт и заключение специалиста ЦТО о состоянии блока фискальной памяти» должна быть сделана запись о выполненной технологической процедуре, состоянии блока фискальной памяти и состоянии ЭКЛЗ до выполнения технологической процедуры;
    • показания счетчиков ККТ до выполнения технологической процедуры указываются в столбце Акта «Перед отправкой машины в ремонт».
    • показания счетчиков ККМ после выполнения технологической процедуры указываются в столбце Акта «При возврате машины из ремонта в организацию».

ЦТО, проводивший технологическую процедуру, оформляет соответствующие документы и передает их пользователю для предоставления в налоговый орган. К указанным документам должны быть приложены, оформленные с помощью ККТ отчетные документы, на основании которых производилось заполнение документов.

Налоговый орган после получения всего комплекта документов и проверки правильности их оформления возвращает их пользователю вместе с карточкой регистрации ККТ с отметкой об активизированнной ЭКЛЗ и журналом кассира-операциониста с записью о замене ЭКЛЗ. В журнале КМ-8 проверяется наличие вклеяной отрывной части — контрольного талона самоклеющейся пломбы и ставится штамп налогового органа.

Должностным лицом налогового органа подписывается Акт по форме КМ-2 в разделе «При возвращении (приеме) из ремонта». Акт подписывается в 3 экземплярах и заверяется штампом налогового органа. Один экземпляр остается в налоговом органе. Второй экземпляр акта передается пользователю для передачи в ЦТО. Третий экземпляр остается у пользователя.

Налоговый орган делает отметку о замене ЭКЛЗ в книге учета ККТ.

Снятые ЭКЛЗ подлежат хранению у пользователей ККТ в течение 5 лет с момента снятия. При этом пользователь должен обеспечить сохранность ЭКЛЗ с зарегистрированной в ней информацией в течение указанного срока, соблюдая установленные в паспорте ЭКЛЗ условия хранения. Ответственным за хранения ЭКЛЗ является должностное лицо организации или индивидуальный предприниматель.

Замена ЭКЛЗ производится в следующих случаях:

  • при заполнении ЭКЛЗ;
  • при истечении установленного срока эксплуатации ЭКЛЗ;
  • при перерегистрации ККТ;
  • при неисправности ЭКЛЗ.

Действительный государственный Советник налоговой службы РФ II ранга
С.X. Аминев

Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями

  1. Настоящее Положение определяет требования, предъявляемые к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг на территории Российской Федерации.
    • Настоящее Положение не распространяется на контрольно-кассовую технику, используемую кредитными организациями при совершении кассовых операций, в части норм, устанавливающих порядок и условия ее регистрации в налоговых органах.
  2. Основные понятия, используемые в настоящем Положении, означают следующее:
    • заводской номер контрольно-кассовой техники (далее — заводской номер) — индивидуальный номер контрольно-кассовой техники, который присваивается ей при изготовлении;
    • знак «Государственный реестр» — средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус контрольно-кассовой техники ее поставщиком в случае, если сведения о модели такой техники внесены в Государственный реестр контрольно-кассовой техники;
    • знак «Сервисное обслуживание» — средство визуального контроля, устанавливаемое на корпус контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания, осуществляющим ее техническую поддержу;
    • идентификационный знак — номерной знак на корпусе контрольно-кассовой техники, позволяющий ее идентифицировать;
    • кассовый чек — первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем (клиентом) наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами контрольно-кассовой техники, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов;
    • контрольная лента — первичный учетный документ, выполненный контрольно-кассовой техникой на бумажном или электронном носителе, содержащий сведения о контрольно-кассовой технике и наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
    • корпус контрольно-кассовой техники — аппаратная часть контрольно-кассовой техники, без вскрытия, удаления или разрушения которой исключается возможность изменения или замены программно-аппаратных средств, обеспечивающих надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов;
    • модель контрольно-кассовой техники — контрольно-кассовая техника, имеющая индивидуальные наименование и внешний вид корпуса;
    • марка-пломба — защищенная от подделки полиграфическая продукция, позволяющая выявить факт вскрытия или удаления корпуса контрольно-кассовой техники;
    • накопители фискальной памяти — программно-аппаратные средства контрольно-кассовой техники, обеспечивающие регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение и считывание итоговой информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;
    • некорректируемая регистрация информации — режим функционирования контрольно-кассовой техники, при котором обеспечивается идентичность информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти, и возможность гарантированного выявления ее корректировки или фальсификации по результатам проверки информации, зарегистрированной на кассовом чеке или контрольной ленте;
    • параметры функционирования — совокупность норм, определяющих технические условия функционирования контрольно-кассовой техники;
    • паспорт контрольно-кассовой техники — документ, выдаваемый поставщиком контрольно-кассовой техники и содержащий сведения о ней;
    • пользователь — лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт с покупателем (клиентом) при продаже товаров, выполнении работ или оказании услуг;
    • поставщик — лицо, обеспечивающее производство, распространение и техническую поддержку модели контрольно-кассовой техники, включая поставку запасных частей;
    • проверка исправности — проверка соответствия контрольно-кассовой техники установленным требованиям, осуществляемая поставщиком или центром технического обслуживания;
    • программно-аппаратные средства — программы и аппаратные средства в составе контрольно-кассовой техники, включая их части;
    • программы — программные продукты в составе контрольно-кассовой техники;
    • техническая поддержка — работы и услуги по вводу в эксплуатацию, проверке исправности, ремонту, техническому обслуживанию и выводу из эксплуатации контрольно-кассовой техники, выполняемые поставщиком или центром технического обслуживания;
    • технические характеристики контрольно-кассовой техники — совокупность норм, определяющих технические свойства контрольно-кассовой техники;
    • центр технического обслуживания — лицо, уполномоченное поставщиком на осуществление технической поддержки модели контрольно-кассовой техники;
    • энергонезависимое долговременное хранение информации — хранение необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт информации, обеспечивающее ее сохранность в неизменном виде без потребления энергии от источников питания в течение не менее 5 лет с даты регистрации этой информации.
  3. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее — Государственный реестр) и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна:
    • а) иметь корпус, фискальную память, накопитель фискальной памяти, контрольную ленту и устройство печати кассовых чеков;
    • б) обеспечивать печать кассовых чеков, некорректируемую регистрацию информации и энергонезависимое долговременное хранение информации;
    • в) обеспечивать фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • г) обеспечивать возможность ввода в фискальную память информации при первичной регистрации и перерегистрации в налоговых органах в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • д) обеспечивать возможность вывода фискальных данных, зафиксированных в фискальной памяти и на контрольной ленте в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • е) эксплуатироваться в фискальном режиме;
    • ж) регистрировать в фискальном режиме на кассовом чеке и контрольной ленте признаки такого режима, подтверждающие некорректируемую регистрацию информации о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт, в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • з) блокировать в фискальном режиме фиксацию информации в фискальной памяти, на кассовом чеке и контрольной ленте при отсутствии признаков фискального режима в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • и) иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования;
    • к) быть исправной;
    • л) обеспечиваться технической поддержкой поставщика или центра технического обслуживания;
    • м) соответствовать образцу, представленному в Федеральное агентство по промышленности при внесении сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственный реестр;
    • н) иметь паспорт установленного образца;
    • о) иметь идентификационный знак установленного образца;
    • п) иметь марки-пломбы установленного образца и эксплуатационную документацию;
    • р) иметь знак «Государственный реестр» установленного образца;
    • с) иметь знак «Сервисное обслуживание» установленного образца.
  4. Технические характеристики и параметры функционирования контрольно-кассовой техники, указанные в пункте 3 настоящего Положения, утверждаются Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
  5. Контрольно-кассовая техника, исключенная из Государственного реестра и применяющаяся до истечения нормативного срока ее амортизации, должна соответствовать требованиям, действовавшим при ее включении в Государственный реестр.
  6. При печати кассового чека с оплатой по платежной карте контрольно-кассовая техника должна кроме кассового чека обеспечивать печать документа, подтверждающего факт осуществления расчета с использованием платежной карты. При этом устройство для считывания информации с платежных карт должно входить в состав контрольно-кассовой техники или обеспечивать ввод в нее информации о проведенном расчете с использованием платежной карты.
  7. На контрольно-кассовую технику, обеспеченную технической поддержкой, при ежегодном подтверждении осуществления такой поддержки поставщиком или центром технического обслуживания наносится знак «Сервисное обслуживание» (на сторону корпуса, обращенную к покупателю, клиенту).
    • Образец знака «Сервисное обслуживание» утверждается Министерством финансов Российской Федерации по представлению Министерства промышленности и энергетики.
  8. Паспорт контрольно-кассовой техники содержит сведения об этой технике, в том числе отметки о ее регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке средств визуального контроля, наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации данной техники.
    • Образец паспорта контрольно-кассовой техники утверждается Министерством промышленности и энергетики по согласованию с Министерством финансов и Министерством экономического развития и торговли.
  9. Идентификационный знак контрольно-кассовой техники содержит наименование модели контрольно-кассовой техники и ее заводской номер.
    • Образец идентификационного знака утверждается Министерством промышленности и энергетики Российской Федерации.
  10. После проверки исправности, замены, ремонта или технического обслуживания контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания на эту технику наклеивается марка-пломба, необратимо разрушающаяся или деформирующаяся при попытке ее удаления или при вскрытии или удалении корпуса контрольно-кассовой техники.
    • Образец марки-пломбы утверждается Министерством промышленности и энергетики.
  11. При наличии сведений о модели контрольно-кассовой техники в Государственном реестре поставщиком наносится на ее корпус знак «Государственный реестр» (отменён).
  12. Техническая поддержка контрольно-кассовой техники, нанесение на нее знака «Сервисное обслуживание» и наклеивание на нее марок-пломб, а также введение в фискальную память информации при регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, замена накопителей фискальной памяти осуществляются только поставщиком или центром технического обслуживания (при этом введение в фискальную память информации и замена накопителей производятся с участием представителей налоговых органов).
    • Осуществление технической поддержки контрольно-кассовой техники поставщиком или центром технического обслуживания, находящимся в ведении пользователя этой техники, не допускается.
  13. Функции по хранению документации возлагаются на:
    • а) поставщика или центр технического обслуживания — в отношении учетного талона, содержащего сведения о контрольно-кассовой технике и отметки о ее регистрации, перерегистрации, снятии с регистрации в налоговом органе, вводе в эксплуатацию, проверке ее исправности, ремонте, техническом обслуживании, замене программно-аппаратных средств, установке знаков «Государственный реестр» и «Сервисное обслуживание», наклеивании марок-пломб и выводе из эксплуатации этой техники;
    • б) поставщика — в отношении документации, связанной с производством, поставкой и технической поддержкой контрольно-кассовой техники;
    • в) центр технического обслуживания — в отношении документации, связанной с технической поддержкой контрольно-кассовой техники;
    • г) пользователя — в отношении документации, связанной с приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники.
  14. Документация, связанная с производством, продажей, технической поддержкой, приобретением, регистрацией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией и выводом из эксплуатации контрольно-кассовой техники, а также использованные контрольные ленты, накопители фискальной памяти и программно-аппаратные средства, обеспечивающие некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации, должны храниться в течение не менее 5 лет с даты окончания их использования.
  15. Для регистрации контрольно-кассовой техники в налоговом органе (за исключением кредитных организаций) пользователь представляет в налоговый орган (по месту нахождения — для юридического лица или по месту жительства — для физического лица) заявление о регистрации контрольно-кассовой техники по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
    • Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники, подлежащей применению обособленным подразделением пользователя, представляется им в налоговый орган по месту нахождения данного подразделения.
    • К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники, подлежащей регистрации, и договор о ее технической поддержке, заключенный пользователем и поставщиком (центром технического обслуживания).
    • Налоговый орган не позднее 5 рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов регистрирует контрольно-кассовую технику путем внесения сведений о ней в книгу учета контрольно-кассовой техники (далее — книга учета).
    • Налоговый орган одновременно с регистрацией контрольно-кассовой техники выдает пользователю карточку регистрации контрольно-кассовой техники (далее — карточка регистрации), а также возвращает документы, прилагавшиеся к заявлению.
    • Формы книги учета и карточки регистрации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
  16. Перерегистрация и снятие контрольно-кассовой техники с регистрации осуществляются по заявлению пользователя в течение 5 рабочих дней с даты представления заявления в налоговый орган, в котором зарегистрирована контрольно-кассовая техника. К заявлению прилагаются паспорт контрольно-кассовой техники и карточка регистрации.
  17. О регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации контрольно-кассовой техники делается отметка в паспорте контрольно-кассовой техники, которая заверяется печатью налогового органа.
    • О снятии с регистрации контрольно-кассовой техники также делается отметка в книге учета и карточке регистрации, которая остается в налоговом органе.
  18. Перечни и формат информации, вводимой в фискальную память контрольно-кассовой техники с участием представителей налоговых органов при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за соблюдением порядка и условий регистрации и применения контрольно-кассовой техники.
  19. В случае истечения нормативного срока амортизации модели контрольно-кассовой техники, исключенной из Государственного реестра, ее снятие с регистрации может осуществляться налоговым органом самостоятельно. При этом налоговый орган уведомляет пользователя о снятии с регистрации указанной контрольно-кассовой техники не позднее дня, следующего за днем истечения нормативного срока ее амортизации.

Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 № 470 «Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями»

Согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Федеральный закон № 54-ФЗ) ККТ, включенная в государственный реестр, применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Под ККТ понимаются контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, а также электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы.

В пункте 1 ст. 4 данного закона установлено, что требования к используемой ККТ, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством РФ. Последнее исполнило это указание, утвердив Постановлением от 23.07.2007 № 470 «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (далее — Положение о регистрации и применении ККТ).

Раньше порядок регистрации и применения ККТ, а также требования, предъявляемые к ней, регулировались:

  • Порядком регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах, утвержденным Приказом Госналогслужбы РФ от 22.06.1995 № ВГ-3–14/36;
  • Типовыми правилами эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденными Письмом Минфина РФ от 30.08.1993 № 104;
  • Положением по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745.

Большая часть этих норм прописана в Положении о регистрации и применении ККТ, в котором не указано, что они более не применяются. Следовательно, эти документы применяются в части, не противоречащей данному положению, то есть они могут носить разъяснительный характер при решении вопросов, которые не затронуты в новом документе.

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ
от 5 сентября 2007 г. N 351
«Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»

В соответствии с пунктом 10 Положения утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 «Положение о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4089) приказываю:

Утвердить прилагаемый образец марки-пломбы контрольно-кассовой техники.
Врио Министра И.С. Матеров

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2007 г.

Регистрационный N 10311
Образец
Марки-пломбы контрольно-кассовой техники
(утв. приказом Министерства промышленности и энергетики РФ
от 5 сентября 2007 г. N 351)

Примечание:

Марка-пломба является защищенной полиграфической продукцией уровня «В» и должна соответствовать требованиям приложения 3 приказа Минфина России от 7 февраля 2003 г. N 14Н «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2002 г. N 817» (зарегистрирован в Минюсте России 17 марта 2003 г. регистрационный N 4271).

Марка-пломба состоит из шести частей для наклеивания:
в учетный талон контрольно-кассовой техники первая часть;
на контрольно-кассовую технику;
в паспорт контрольно-кассовой техники.
Описание элементов защиты марки-пломбы

  1. Оригинальная форма марки-пломбы (размер 62×100 мм, размер части вклеиваемой в учетный талон контрольно-кассовой техники — 60×16 мм, размер частей наклеиваемых на контрольно-кассовую технику — 60×14 мм, размер части вклеиваемой в паспорт контрольно-кассовой техники — 60×20 мм).
  2. Гильоширная фоновая композиция в виде наложения двух нерегулярных сеток (одна из которых с ирисным раскатом), бордюра и розетты.
  3. Микротекст «РОССИЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЛОМБА» в негативном исполнении.
  4. Индивидуальный номер марки-пломбы. Надпись «РФ» в поле нанесения номера.
  5. Поле для нанесения линейного штрих-кода.
  6. Защитный голографический элемент или рельефная печать металлизированными красками.
  7. Линии просечки для защиты от переклеивания.
  8. Поле для подписи специалиста организации, осуществляющей техническую поддержку ККТ и указания даты установки марки-пломбы.
  9. Надпечатка «ПЛОМБА», выполненная специальной краской, светящейся в ультрафиолетовом диапазоне.
  10. Надпечатка «СП», выполненная специальной краской, светящейся в инфракрасном диапазоне.
  11. Микротекст «РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ» в позитивном исполнении.
  12. Гильоширная розетта.
  13. Микротекст с наименованием организации и уровнем защиты марки-пломбы в негативном и позитивном исполнении.
  14. Поле для нанесения контрольно-учетной информации и двухмерного штрихового кода.
  15. Надпечатка надписи «РОССИЯ».
  16. Поле для нанесения даты изготовления марки — пломбы.
  17. Обозначение кода региона.
  18. Учетный номер марки-пломбы.
  19. Изображение в виде кассового аппарата

Приказ Министерства промышленности и энергетики РФ от 5 сентября 2007 г. N 351 «Об утверждении образца марки-пломбы контрольно-кассовой техники»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 октября 2007 г.
Регистрационный N 10311
Текст приказа официально опубликован не был

Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. N 135н
“Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»

В соответствии с пунктом 7 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2007 г. N 470 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 31, ст. 4089), приказываю:

Утвердить прилагаемый образец знака «Сервисное обслуживание».
Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации –
Министр финансов
Российской Федерации А.Л. Кудрин

Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.

Регистрационный N 10930
Образец знака «Сервисное обслуживание»
(утв. приказом Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. N 135н)

Описание элементов знака «Сервисное обслуживание»

  1. 1. Размер знака 25 мм х 25 мм.
  2. 2. Фон выполнен в виде гильоширной нераппортной директной сетки, меняющей цвет в зависимости от угла зрения (ОVI) и покрыт защитным матовым УФ-лаком.
  3. 3. Гильоширная нераппортная сетка.
  4. 4. Сквозная нумерация знака состоит из 7 цифр.
  5. 5. Просечка для защиты от переклеивания.
  6. 6. Текст с наименованием изготовителя знака и год выпуска выполнен невидимой краской, светящейся в УФ-лучах. Цвет свечения зеленый.
  7. 7. Надпись «СВК СО» и текст «средство визуального контроля», «сервисное обслуживание», выполненный по окружности рельефным способом печати серебряной краской с высоким блеском.
  8. 8. Две последние цифры года выпуска знака выполнены глянцевым УФ-лаком и видны под определенным углом зрения.
  9. 9. Год выпуска знака.
  10. Текст «Сервисное обслуживание».

Приказ Минфина РФ от 18 декабря 2007 г. N 135н “Об утверждении образца знака «Сервисное обслуживание»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 21 января 2008 г.
Регистрационный N 10930
Текст приказа официально опубликован не был

.

Закон для интернет-магазинов

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

Письмо от 10 июля 2013 г. N АС-4-2/12406@

О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ

Федеральная налоговая служба в соответствии с письмами Министерства финансов Российской Федерации от 24.05.2013 N 03-01-15/18769 и от 04.07.2013 N 03-01-15/25767 сообщает следующее.

В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт” (далее – Федеральный закон N 54-ФЗ) организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику (за исключением контрольно-кассовой техники в составе платежных терминалов, применяемых платежными агентами и банковскими платежными агентами, и банкоматов, применяемых банковскими платежными агентами), обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели обязаны выдавать покупателям (клиентам) отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки в момент оплаты.

Кроме того, учитывая позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4 (прилагается), организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт в случае продажи товаров (оказании услуг или выполнении работ), должна применяться исправная контрольно-кассовая техника, а именно: на выдаваемых покупателям кассовых чеках, отпечатанных контрольно-кассовой техникой непосредственно в момент оплаты товаров, время покупки должно совпадать с реальным временем.

В соответствии с подпунктом “и” пункта 3 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 470, контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники и применяемая пользователями при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, должна иметь часы реального времени в соответствии с установленными техническими характеристиками и параметрами функционирования.

Отклонение времени на контрольно-кассовых машинах не должно превышать 5 минут от времени, исчисленного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке исчисления времени на территории Российской Федерации” от 08.01.1992 N 23 (раздел 2 протокола Государственной межведомственной экспертной комиссии по контрольно-кассовым машинам от 15.06.2000 N 2/56-2000).

Расхождение на выдаваемых чеках времени покупки с реальным временем является нарушением требований статей 2, 4 и 5 Федерального закона N 54-ФЗ, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В этой связи организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие реализацию товаров дистанционным способом (в том числе через Интернет-магазины) обязаны применять контрольно-кассовую технику и выдавать покупателям отпечатанные такой контрольно-кассовой техникой кассовые чеки непосредственно в момент оплаты товаров. Выдача покупателям кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой ранее чем за 5 минут до реального времени осуществления наличного денежного расчета и (или) расчета с использованием платежных карт, а равно копий кассовых чеков, отпечатанных контрольно-кассовой техникой, не допускается.

Доведите настоящее письмо до территориальных налоговых органов, а также до сведения налогоплательщиков.

Заместитель руководителя ФНС России,

действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса

С.Н.АНДРЮЩЕНКО

{Текст взят с сайта КонсультантПлюс}